Использование ИКТ-технологий на уроках

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии. Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий. Успех российского образования во многом зависит от человеческого фактора: педагога и его профессионализма. Именно уровень квалификации преподавательских кадров, их готовность использовать современные технологии в профессиональной деятельности будут главными в сложном процессе вывода образования на уровень потребностей современного общества. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые неизведанные ранее просторы. Простое использование компьютерной техники на уроках не влечет за собой автоматически повышение уровня профессионального мастерства учителя и рост качества образования. Определяющую роль играет, прежде всего, личность педагога и его мотивация. Поэтому в школах необходимо создать такие условия работы, при которых учитель хотел бы постоянно применять имеющиеся у него знания в области использования ИКТ и пополнять их. При этом внедрение современных технологий в педагогическую деятельность должно быть не просто необходимостью, а быть осознанным процессом при непрерывном образовании и самообразовании учителя в этой области. По данным сайта статистики 18% учителей негативно относятся к применению компьютерных технологий на уроках, не проявляют интереса к компьютеру, избегают обучения на курсах повышения компьютерной грамотности, предпочитая прибегать к помощи своих «продвинутых коллег». Педагогический стаж этой группы учителей превышает 20 лет. Более половины учителей (54%) положительно относятся к компьютеру, проявляют интерес к новым ИКТ, используют их в своей практике, среди них как молодые учителя (стаж работы до 5 лет), так и опытные педагоги. Около трети учителей (28%) положительно относятся к ИКТ, интересуются ими, но не используют на своих уроках. В данную группу также вошли педагоги с разным стажем. А среди учителей, владеющих компьютерными технологиями 18% не применяют их на уроках, 27% используют, но редко, 36% используют 2-3 раза в неделю, а 19% постоянно, практически на каждом уроке.
Использование учителями ИКТ приведены данные по мере уменьшения значимости:
ü Электронная обработка документов
ü Использование готовых мультимедийных продуктов
ü Использование ресурсов сети Интернет для подготовки к урокам или для самообразования
ü Использование электронной почты для переписки, общения с коллегами
ü Использование компьютерных технологий во внеурочное время
ü Использование компьютерных технологий в работе с родителями, на педсоветах, заседаниях МО
ü Использование собственных мультимедийных продуктов
ü Профессиональные форумы, работа в сетевых профессиональных ассоциациях
ü Использование сети Интернет для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня
ü Дистанционное образование (курсы повышения квалификации)
Из этого списка видно, что учителя больше нацелены на потребление готового продукта, использование компьютера из соображения удобства. Они практически не видят его значимости для самообразования, профессионального общения, дистанционного обмена опытом и дистанционного обучения. В связи с этим, напомним названия сетевых педагогических сообществ, в которых, зарегистрировавшись, можно общаться со своими коллегами.
http://educat.msk.ru/
Уч.портал "На Урок Ру
Компьютер не сможет заменить живого учителя, зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
ü помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
ü усиливает положительную мотивацию обучения; активизирует познавательную деятельность учащихся;
ü формирует навык исследовательской деятельности;
ü способствует повышению качества образования; повысить качество усвоения материала;
ü построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
ü осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
ü организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций, более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Презентации позволяют учителю:
ü наглядно представлять материал;
ü интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
ü регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
ü Использование ресурсов Интернет учителями расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
ü предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
ü дает возможности для профессионального роста;
ü открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
ü  позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся;
ü  результативность рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
ü  повышение уровня использования наглядности на уроке;
ü  повышение производительности учебно-воспитательного процесса; качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

ü  рост качества знаний.

Комментариев нет:

Отправить комментарий