Требования к условиям реализации ГОС представляют
собой систему нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации
основных образовательных программ и достижения планируемых результатов
образования, включая требования к деятельности школьников, образовательной
(профессиональной) деятельности педагогов, управленческой деятельности
администраторов.
Разрабатывая стандарты, авторы в первую
очередь думали над тем, каким должен быть учитель. Он должен быть не
транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен
проектировать образовательную среду ребёнка, класса, школы. Он должен быть
активным пользователем информационных технологий, вести научные разработки,
осмыслять и описывать свой профессиональный опыт (рефлексия), обладать
необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к
непрерывному образованию в течение жизни.
Эти требования направлены на то, чтобы общеобразовательные
организации располагали воспроизводимым кадровым потенциалом, адекватным
развивающей образовательной парадигме федерального образовательного стандарта.
Современный педагог:
- осознаёт смысл и цели образовательной
деятельности в современной школе; имеет собственную образовательную позицию;
- умеет составить целостную
образовательную программу;
- наделён способностями видеть
индивидуальные способности учеников и выстраивать обучение в соответствии с
ними;
- владеет формами и методами
сопровождающего обучения;
- способен изменять задачи урока в
соответствии с изменяющейся реальностью;
- умеет подготовить качественную
характеристику образовательных изменений ученика;
- способен к личностному творческому
росту, рефлексивной деятельности.
Среди наиболее важных факторов, которые
влияют на развитие личности детей в системе образования, важнейшим является
профессионализм педагога. Только рядом с
мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая
личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога (профессионализация)
является основой для формирования и развития личности ребенка.
С момента выбора профессии ведущим
противоречием профессионализации становится степень соответствия личности и
профессии, что является главным условием высокого профессионального мастерства
любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного
вида деятельности и совершенно не подходит для другого.
Профессионализм педагога определяется:
- профессиональной пригодностью,
- профессиональным самоопределением,
- саморазвитием.
Но сегодня все чаще говорят о
профессиональной компетентности и культуре педагога.
-Содержание профессиональной
компетентности педагога той или иной специальности определяется
квалификационной характеристикой. Она представляет собой научную модель компетентности
педагога, отображает научно - обоснованный состав знаний, умений и навыков. По
существу, это свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического
и практического опыта.
-Под профессиональной компетентностью педагога
образования понимается совокупность профессиональных и личностных
качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Требования к личностным качествам
педагога.
Педагог как носитель профессии, по
результатам исследований ученых, должен обладать такими качествами, как:
адекватность самооценки, оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную
активность педагога, настойчивость, трудолюбие, наблюдательность, контактность.
Специально подчеркивается наличие такого качества, как остроумие, наличие ораторских
способностей, артистичность.
Требования второго уровня, предъявляемые
к педагогу вообще — это личная готовность к педагогической деятельности,
которая предполагает широкую и профессиональную системную компетентность.
Отделяя профессиональную компетентность
от других личностных качеств, имеем ввиду, что усвоение знаний (накопление
информационного фонда)- не самоцель, а необходимое условие для выработки
«знаний в действии» т. е. умений и навыков - главного критерия профессиональной
готовности.
В педагогике разграничивают наиболее
общие, интегральные или «сквозные» умения, которые являются неотъемлемыми для
педагогов любой специальности и частных умений.
Наиболее общими умениями являются умение
педагогически мыслить и действовать, которые тесным образом связаны с умением
подвергать факты и явления теоретическому анализу.
В результате модель проф. компетентности
педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической
готовности. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:
1)Умение ставить педагогические задачи,
связанные с изучением личности и коллектива с целью определения уровня
подготовленности к активному овладению знаниями; проектированием на этой основе
развития коллектива и отдельных учащихся;· выделением комплекса
образовательных, воспитательных и развивающих задач; их конкретизацией;
определением доминирующей задачи.
2) Умение программировать способы
педагогического взаимодействия, позволяющие комплексно реализовывать
образовательно-воспитательные и развивающие задачи;· делать обоснованный отбор
содержания образовательного процесса;· оптимально выбирать формы, методы и
средства его организации.
3) Умение выполнять педагогические
действия, включающие; создание необходимых условий осуществления
образовательного процесса;· развитие деятельности, превращающей школьника из
объекта в субъект педагогического процесса;· организацию и развитие совместной
деятельности· обеспечение связи школы с окружающей средой;· регулирование
внешних непрограммируемых воздействий.
4) Умение изучать процесс и результаты
решения педагогической задачи(самоанализ и анализ хода педагогического процесса
и действий педагога.
Мастерство педагога формируется на
основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником мастерства.
Таким источником является только труд осознанный, осмысленный с точки зрения
его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это
сплав личностно-деловых качеств и профессиональных компетентностей.
Учителя мастера отличает от учителей не
мастеров характер конструктивной деятельности. Так при разработке урока по
конкретной теме учитель - мастер имеет ввиду всю систему знаний ученика и тот
результат, который он хочет получить от ученика через несколько лет.
Исследованиями установлены характерные
отличия учителей - немастеров от мастеров. «Знание предмета и те и другие
выдвигают на первое место. Но если не мастера далее называют знание методики
преподавания, то вторые, мастера, называют «знание психологии детей, а уже
потом умелое применение методики благодаря этому знанию.
Итак, профессиональная компетентность,
выступая условием становления и развития мастерства и готовности к работе со
школьниками, составляет содержание педагогической культуры. Однако и они сами
по себе не могут гарантировать успеха в профессиональной деятельности. Изучение
биографий выдающихся педагогов показывает, что именно преодоление профессиональной
ограниченности, способность рассматривать вопросы с узко-профессиональные
вопросы с точки зрения широких философско-методологических и
социально-культурных позиций дает наивысшие результаты в деятельности педагога.
(гуманитарная культура).
Гуманистическая культура педагога -
оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей,
профессионально-гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных
способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности.
Именно наличие такой культуры позволяет педагогу изучать и диагностировать
уровень развития учеников, понимать их, вводить в мир духовной культуры,
организовывать духовно-насыщенную деятельность, формировать
социально-ценностные ориентации.
В этой фразе заключается важная мысль о
том, что личностное и профессиональное у учителя неотделимо связаны. Нельзя
быть учителем только 3 урока в день, а затем вне работы сбрасывать маску
педагога и давать себе право расслабиться. Любой чужеродный образ, который
будет создаваться для работы с детьми, рано или поздно проявит свою фальшь.
Рецепт прост: надо стараться быть
предельно самим собой, изменять себя, работать над недостатками, искоренять
пороки, приобретать достоинства.
Личность педагога должна стать
инструментом воспитания. Настраивая собственный инструмент, педагог сумеет
понять и показать детям, как настраивать себя, как совершенствоваться. Вот
поэтому личностное и педагогическое в учителе должно стремиться к гармонии.
У современного учителя должна быть сформирована не столько предметно-методическая, а именно предметно-методологическая компетентность, позволяющая ему использовать содержание предмета как ресурс развития и социализации ученика, свободно структурируя предметное содержание, целенаправленно выбирая методы, формы, приемы обучения и учения.
ОтветитьУдалитьВажнейшими качествами современного учителя являются коммуникативность и педагогическое творчество. Коммуникативность – важнейшее личностное качество учителя. Он должен уметь устанавливать и поддерживать субъектные отношения с учениками. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности обучающихся, сможет добиться больших результатов. Для современного учителя неприемлема авторитарная позиция в общении педагога с учеником, необходимо развития диалог, сотрудничество, субъект-субъектных отношений с учащимися. Диалог является основой творческого учения. Ценность диалога состоит в том, что он способствует порождению интереса и мотивации обучения. Основанный на равноправии, взаимном доверии, признании самоценности его участников диалог создает условия для их максимального полного творческого роста каждого ученика.
Учитель обязан научить детей нормам поведения, ознакомить с понятиями нравственных ценностей и морали, пояснить, что очень важно отстаивать свою личную позицию и мнение. Но здесь важно чувствовать грань. Профессионал должен рассказывать, объяснять, приводить в примеры, беседовать с детьми – но ни в коем случае не пытаться навязать определенную установку. Современный учитель, истинный педагог сможет почувствовать эту тонкую грань.
ОтветитьУдалитьСовременный учитель прекрасно понимает свою большую ответственность в воспитании и обучении молодёжи. Помимо безусловно важного условия профессионализма современное образование требует от учителя воспитание таких личностных качеств, которые, возможно, не требовались ранее.
ОтветитьУдалить