Качества современного учителя


Личностные и профессиональные качества педагога, определяющие готовность к работе с детьми
Требования к условиям реализации ГОС представляют собой систему нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов образования, включая требования к деятельности школьников, образовательной (профессиональной) деятельности педагогов, управленческой деятельности администраторов.
Разрабатывая стандарты, авторы в первую очередь думали над тем, каким должен быть учитель. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребёнка, класса, школы. Он должен быть активным пользователем информационных технологий, вести научные разработки, осмыслять и описывать свой профессиональный опыт (рефлексия), обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение жизни.
Эти требования направлены на то, чтобы общеобразовательные организации располагали воспроизводимым кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме федерального образовательного стандарта.
Современный педагог:
- осознаёт смысл и цели образовательной деятельности в современной школе; имеет собственную образовательную позицию;
- умеет составить целостную образовательную программу;
- наделён способностями видеть индивидуальные способности учеников и выстраивать обучение в соответствии с ними;
- владеет формами и методами сопровождающего обучения;
- способен изменять задачи урока в соответствии с изменяющейся реальностью;
- умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика;
- способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности.
Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе образования, важнейшим является профессионализм  педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога (профессионализация) является основой для формирования и развития личности ребенка.
С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходит для другого.
Профессионализм педагога определяется:
- профессиональной пригодностью,
- профессиональным самоопределением,
- саморазвитием.
Но сегодня все чаще говорят о профессиональной компетентности и культуре педагога.
-Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой научную модель компетентности педагога, отображает научно - обоснованный состав знаний, умений и навыков. По существу, это свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.
-Под профессиональной  компетентностью   педагога  образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Требования к личностным качествам педагога.
Педагог как носитель профессии, по результатам исследований ученых, должен обладать такими качествами, как: адекватность самооценки, оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, настойчивость, трудолюбие, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается наличие такого качества, как остроумие, наличие ораторских способностей, артистичность.
Требования второго уровня, предъявляемые к педагогу вообще — это личная готовность к педагогической деятельности, которая предполагает широкую и профессиональную системную компетентность.
Отделяя профессиональную компетентность от других личностных качеств, имеем ввиду, что усвоение знаний (накопление информационного фонда)- не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии» т. е. умений и навыков - главного критерия профессиональной готовности.
В педагогике разграничивают наиболее общие, интегральные или «сквозные» умения, которые являются неотъемлемыми для педагогов любой специальности и частных умений.
Наиболее общими умениями являются умение педагогически мыслить и действовать, которые тесным образом связаны с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу.
В результате модель проф. компетентности педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:
1)Умение ставить педагогические задачи, связанные с изучением личности и коллектива с целью определения уровня подготовленности к активному овладению знаниями; проектированием на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся;· выделением комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач; их конкретизацией; определением доминирующей задачи.
2) Умение программировать способы педагогического взаимодействия, позволяющие комплексно реализовывать образовательно-воспитательные и развивающие задачи;· делать обоснованный отбор содержания образовательного процесса;· оптимально выбирать формы, методы и средства его организации.
3) Умение выполнять педагогические действия, включающие; создание необходимых условий осуществления образовательного процесса;· развитие деятельности, превращающей школьника из объекта в субъект педагогического процесса;· организацию и развитие совместной деятельности· обеспечение связи школы с окружающей средой;· регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
4) Умение изучать процесс и результаты решения педагогической задачи(самоанализ и анализ хода педагогического процесса и действий педагога.
Мастерство педагога формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником мастерства. Таким источником является только труд осознанный, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональных компетентностей.
Учителя мастера отличает от учителей не мастеров характер конструктивной деятельности. Так при разработке урока по конкретной теме учитель - мастер имеет ввиду всю систему знаний ученика и тот результат, который он хочет получить от ученика через несколько лет.
Исследованиями установлены характерные отличия учителей - немастеров от мастеров. «Знание предмета и те и другие выдвигают на первое место. Но если не мастера далее называют знание методики преподавания, то вторые, мастера, называют «знание психологии детей, а уже потом умелое применение методики благодаря этому знанию.
Итак, профессиональная компетентность, выступая условием становления и развития мастерства и готовности к работе со школьниками, составляет содержание педагогической культуры. Однако и они сами по себе не могут гарантировать успеха в профессиональной деятельности. Изучение биографий выдающихся педагогов показывает, что именно преодоление профессиональной ограниченности, способность рассматривать вопросы с узко-профессиональные вопросы с точки зрения широких философско-методологических и социально-культурных позиций дает наивысшие результаты в деятельности педагога. (гуманитарная культура).
Гуманистическая культура педагога - оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. Именно наличие такой культуры позволяет педагогу изучать и диагностировать уровень развития учеников, понимать их, вводить в мир духовной культуры, организовывать духовно-насыщенную деятельность, формировать социально-ценностные ориентации.
Педагогом надо быть 24 часа в сутки, т. к. педагог это образ жизни.
В этой фразе заключается важная мысль о том, что личностное и профессиональное у учителя неотделимо связаны. Нельзя быть учителем только 3 урока в день, а затем вне работы сбрасывать маску педагога и давать себе право расслабиться. Любой чужеродный образ, который будет создаваться для работы с детьми, рано или поздно проявит свою фальшь.
Рецепт прост: надо стараться быть предельно самим собой, изменять себя, работать над недостатками, искоренять пороки, приобретать достоинства.

Личность педагога должна стать инструментом воспитания. Настраивая собственный инструмент, педагог сумеет понять и показать детям, как настраивать себя, как совершенствоваться. Вот поэтому личностное и педагогическое в учителе должно стремиться к гармонии.

3 комментария:

  1. У современного учителя должна быть сформирована не столько предметно-методическая, а именно предметно-методологическая компетентность, позволяющая ему использовать содержание предмета как ресурс развития и социализации ученика, свободно структурируя предметное содержание, целенаправленно выбирая методы, формы, приемы обучения и учения.
    Важнейшими качествами современного учителя являются коммуникативность и педагогическое творчество. Коммуникативность – важнейшее личностное качество учителя. Он должен уметь устанавливать и поддерживать субъектные отношения с учениками. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности обучающихся, сможет добиться больших результатов. Для современного учителя неприемлема авторитарная позиция в общении педагога с учеником, необходимо развития диалог, сотрудничество, субъект-субъектных отношений с учащимися. Диалог является основой творческого учения. Ценность диалога состоит в том, что он способствует порождению интереса и мотивации обучения. Основанный на равноправии, взаимном доверии, признании самоценности его участников диалог создает условия для их максимального полного творческого роста каждого ученика.

    ОтветитьУдалить
  2. Учитель обязан научить детей нормам поведения, ознакомить с понятиями нравственных ценностей и морали, пояснить, что очень важно отстаивать свою личную позицию и мнение. Но здесь важно чувствовать грань. Профессионал должен рассказывать, объяснять, приводить в примеры, беседовать с детьми – но ни в коем случае не пытаться навязать определенную установку. Современный учитель, истинный педагог сможет почувствовать эту тонкую грань.

    ОтветитьУдалить
  3. Современный учитель прекрасно понимает свою большую ответственность в воспитании и обучении молодёжи. Помимо безусловно важного условия профессионализма современное образование требует от учителя воспитание таких личностных качеств, которые, возможно, не требовались ранее.

    ОтветитьУдалить