Использование технологической карты на уроке

Планирование и проведение уроков с использованием технологической карты
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.
Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках.
Что дает использование…
Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Составлением технологических карт урока занимаются продвинутые учителя давно.
Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.
На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидамые действия учеников.
Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.
Параметры карты
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Технологическая карта позволит учителю…
Технологическая карта позволит учителю:
· реализовать планируемые результаты ГОС;
· системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
· проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
· на практике реализовать межпредметные связи;
· выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Параметры урока
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат.
Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
1.                    необходимость описания всего процесса деятельности;
2.                    указание операций, их составных частей.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:
Возможности технологической карты:
1.                    тщательного планирования каждого этапа деятельности;
2.                    максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
3.                    координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
4.                    введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Этапы работы над технологической картой:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор остановили на такой технологической карте урока:
Структура технологической карты.
1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

5 комментариев:

  1. Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими обучающимися, тем самым учитель совместно с детьми выводит урок на новый, современный уровень, что позволяет реализовать системно – деятельностный. Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока и в технологической карте. Она имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура:
    1. Организационный момент:
    • тема;
    • цель;
    • образовательные, развивающие, воспитательные задачи;
    • мотивация их принятия;
    • планируемые результаты: знания, умения, навыки;
    • личностноформирующая направленность урока;
    2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
    3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока.
    • постановка учебной задачи
    • актуализация знаний
    4. Сообщение нового материала:
    • решение учебной задачи;
    • усвоение новых знаний;
    • первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
    5. Закрепление изученного материала:
    • обобщение и систематизация знаний;
    • контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
    6. Подведение итогов:
    • диагностика результатов урока;
    • рефлексия достижения цели.
    7. Домашнее задание:
    • инструктаж по его выполнению.

    ОтветитьУдалить
  2. Технологическая карта отвечает на вопросы:
    1. Какие операции необходимо выполнять.
    2. В какой последовательности выполняются операции.
    3. С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
    4. Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
    5. Результат выполнения каждой операции.
    6. Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
    Сегодня существует огромное разнообразие вариантов технологических карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока.

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемые коллеги!
    Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ГОС.
    Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
    Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
    Структура технологической карты включает:
    * название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
    * цель освоения учебного содержания;
    * планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
    * метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
    * основные понятия темы;
    * технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются * * практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
    * контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов."

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый вечер, уважаемые коллеги! В дополнение к данной теме могу добавить, что удобны и практичны не только технологические карты урока, но и технологические карты темы. В такой карте перечислены все виды деятельности по теме, включая все виды обязательного контроля. Это помогает учителю и ученикам ориентироваться во временных рамках усвоения и отработки материала. А родителям контролировать процесс обучения ребенка,особенно, если ребенок отсутствовал по каким либо причинам.

    ОтветитьУдалить