Идея перевёрнутого
класса возникла несколько десятилетий назад в США. Суть этой модели
смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной
деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого
меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения
десятка примеров или решения другого десятка задач, когда при всем желании
редко удается получить консультацию здесь и сейчас, а проще списать по утру в
школе, ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам. Главным образом,
это учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в Интернете.
На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме:
решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение
экспериментов…
Перевернутое обучение (flipped
learning) представляет собой одну из форм смешанного обучения, которая позволяет
«перевернуть» обычный класс следующим образом. Вместо домашнего задания
учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети — самостоятельно проходят
теоретический материал, — а все аудиторное время, когда учитель или
преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических
заданий — западные коллеги сравнивают это с решением домашнего задания в классе
(отсюда и метафора «перевернутого класса»).
Иван
Травкин
Проект Flipped Classroom — новая
концепция школьного преподавания в США. Суть концепции кроется в названии —
«перевернутый класс». Домашнее задание выполняется в классе при содействии
учителя, а лекции и объяснения разбираются учениками самостоятельно дома при
помощи видео-уроков.
Брайан
Беннет
Пионерами перевернутых уроков являются Джонатан
Бергман и Аарон Сэмс — именно они придумали термин и впервые опробовали этот
метод.
По сути, перевернутый урок — это одна из
форм смешанного обучения. Образовательные технологии и учебная деятельность —
вот две основные компоненты перевернутого урока. Они самым существенным образом
меняют обучающую среду.
Перевернутый урок инвертирует
традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной
комнаты и переводя домашнюю работу на урок.
Как же это работает в учебном процессе?
Учителя готовят несколько видео-лекций в неделю (это могут быть и лекции из
Академии Хана, но многие учителя предпочитают использовать собственные
разработки) и выкладывают их в сеть. Учащиеся смотрят дома видео-лекцию, подготовленную
учителем. Это позволяет им осваивать материал в своем темпе, не будучи зажатыми
временными рамками урока, дает возможность общаться со сверстниками и учителем,
используя систему онлайновых дискуссий. Если дома нет доступа к интернету, то
обеспечивается возможность просмотра в школе. Урочное же время используется для
выполнения лабораторных работ или другой учебной деятельности, например,
домашних заданий. Какие преимущества это дает? Учителя располагают большим
временем, чтобы помочь учащимся и объяснить разделы, вызвавшие затруднение.
Учащиеся, как это часто бывает в традиционной системе, не игнорируют выполнение
домашнего задания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке.
Теперь они не испытывают неловкости или
смущения, просматривая один и тот же материал несколько раз, пока не поймут
его. После просмотра видеоматериала учащиеся записывают возникшие вопросы, и
учитель разбирает эти вопросы отдельно. А традиционное домашнее задание теперь
делается в классе, при поддержке и помощи учителя.
Целый ряд учителей, использующих идею
перевернутого урока, изменили и подход к оценке достижений учащегося: они не
считают, что неудача дает повод хмуриться и ставить отрицательную оценку. Они
придерживаются того подхода, что отрицательный результат — это тоже достижение.
Невозможно ничему научиться, не совершив при этом каких-то ошибок. Новый подход
рассматривает ошибки и провалы как дорогу к реальным достижениям. Лозунг сторонников
этого подхода — «Крупнейшая ошибка — это боязнь ошибиться». При этом они считают,
что перевернутый урок — это не просто изменение обучающей последовательности,
но и пересмотр собственных педагогических приемов.
По
материалам сайта «Вебпланета»
Как
реализовать перевернутое обучение?
Для этого преподавателю нужно
спроектировать систему учебных задач (содержание аудиторных занятий),
отвечающую образовательному стандарту. Затем составить плейлист из роликов с
необходимой теорией. Если курс не авторский, то необходимую лекционную базу
можно набрать и из открытых образовательных ресурсов (в том числе и на русском
языке). Не лишним будет соотнести плейлист лекций с соответствующими разделами
бумажного учебника. При подготовке такого курса важнее всего снабдить всех
учащихся всем комплектом учебных материалов и точным расписанием занятий в
самом начале курса. И затем пускаться в путь, в мир перевернутого обучения.
По
материалам блога Ивана Травкина http://funofteaching.tumblr.com/.
Первые
шаги по организации перевёрнутого класса
В чем недостатки
традиционной модели урока. ”Учитель объясняет новую тему ученику”:
1. Ученик 1: я не успеваю записывать за
учителем все выкладки с доказательством теорем, хроникой исторических событий,
биографии великого поэта!..
2. Ученик 2: от обилия сокращений и
неаккуратного почерка я перестаю понимать собственные записи.
3. Ученик 3: мне скучно. Это все я могу
прочесть в учебнике, Интернете.
4. Учитель 1: одну и ту же тему я
повторяю многократно для разных классов в параллели.
5. Учитель 2: остается совсем мало
времени для отработки изученного, а проверить домашнее задание на следующем
уроке не всегда удается.
В чем преимущество
перевёрнутого класса:
1. Ученики получают в качестве домашнего
задания учебное видео или электронный образовательный ресурс для изучения
нового материала. До следующего урока они должны его внимательно просмотреть.
Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотрев сколь
угодное количество раз сложные теоретические блоки.
2. Учитель однажды готовит учебное видео
или электронный ресурс, предлагая собственные разработки или заимствованные у
авторитетных коллег.
3. Учитель на уроке имеет возможность
качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ
всех учеников класса.
Советы по организации модели
“Перевёрнутый класс”:
1. Каждое учебное видео или электронные
образовательные ресурсы сопровождайте четкими учебными целями и поэтапной
инструкцией.
2. Обязательно сопровождайте каждое
учебное видео заданием. Если видео не содержит задания, то предложите ученикам
составить несколько вопросов к видео. Это могут быть вопросы общего характера и
специальные вопросы к отдельным фрагментам видео.
3. Привлекайте учеников к написанию
конспектов или небольших заметок по просмотренному видео. Безусловно, от
учителя требуется дополнительная подготовка, особенно на первых порах, когда он
только начинает организовывать подобную работу. Но она дает свои результаты!
Библиотека видеоресурсов Академии Хана (Khan Academy). Часть ресурсов уже переведена
на русский язык, коллекция постоянно пополняется роликами с русской озвучкой.
Русская
версия сайта: https://www.khanacademy.org/intl/ru https://ru.khanacademy.org/video?v=w0ZMOzsIWzo
10
правил при переводе класса на новую методику - перевёрнутое обучение
Что можно и нужно делать:
1. Разработайте для своих учащихся
авторские материалы в форме видеопрезентаций, по которым они могли бы
заниматься вне уроков. Безусловно, информация в рамках утвержденной программы
должна служить основой получения знаний, но школьники намного выше оценят
личный вклад своего педагога.
2. Сделайте выбор в пользу одной из
систем управления учебным процессом и придерживайтесь выбранной системы. Можно
использовать образовательный сайт Edmodo, функционал которого позволяет давать
задания и делать комментарии по тексту выполненных работ. Школьники очень
довольны данным ресурсом, поскольку он является межплатформенным и поддерживает
доступ к учебным материалам и библиотечным ресурсам.
3. Устанавливайте очень конкретные
крайние сроки исполнения заданий. Но учтите: если вы называете только дату,
учащиеся могут истолковать дедлайн (крайний срок выполнения) как полночь
указанного дня! Старая добрая отговорка «сдам в следующий раз» не соответствует
принципам новой методики, поэтому может создавать некоторые затруднения.
4. Обеспечьте доступ к цифровым
материалам для учащихся, у которых нет выхода в Интернет из дома. Один из
вариантов – сбрасывать необходимую информацию на диски или USBнакопители. В
любом случае, самостоятельное домашнее обучение является неотъемлемым элементом
новой методики.
5. Разошлите родителям учащихся письма
по электронной почте, чтобы разъяснить смысл новой модели обучения; будьте
готовы ответить на возникшие вопросы. Не удивляйтесь, если инновационная
методика не понравится многим родителям, которые считают, что миссия учителя
заключается в «разжёвывании» материала на уроке. Тем не менее, успех внедрения
методики во многом будет зависеть от того, насколько родители школьников
поверят в её эффективность.
Что делать не рекомендуется:
1. Не надейтесь, что учащиеся будут
смотреть и/или читать составленные вами материалы только потому, что вы так
сказали. Посредством Edmodo1 вы можете загружать вместе с презентациями
соответствующие задания и проверять их перед занятием в классе. Кроме того, в
начале каждого урока вы можете предложить учащимся несложные интерактивные
опросы и упражнения.
2. Не рассчитывайте на то, что все
учащиеся будут лучше справляться с классными заданиями, если получат доступ к
учебным материалам из дома. На фоне увеличения времени самостоятельного
обучения возрастает необходимость дифференциации заданий по уровням сложности,
поскольку одни учащиеся будут воспринимать весь объем информации, а другие
могут не справиться.
3. Не ждите от своих коллег безоговорочного
согласия с принципами новой методики и поддержки в учебном процессе. Вместе с
тем стоит задуматься о системе оценивания, которая бы соответствовала школьным
требованиям. Сложность состоит в том, что средняя успеваемость в классе,
обучающемся по описанной системе, часто выходит за верхние рамки общепринятой
балльной шкалы.
4. Не забывайте, что формат классных
занятий, предусмотренный новой моделью, вовсе не отвечает стандартным
требованиям к педагогу. Перед открытым уроком обязательно отправьте всем
наблюдателям информацию по методике подачи материала. Несомненно, новая система
предусматривает меньший объем изложения информации на уроке, что может
негативно сказаться на оценке вашей квалификации.
5. Не думайте, что разработанный вами
презентационный материал будет оставаться актуальным на протяжении многих лет.
Новая методика эффективна лишь в случае постоянного обновления информации с
учетом требований и пожеланий учащихся. К счастью, iPad и подобные устройства
значительно упрощают процесс поиска информации и составления презентаций.
Источник:
http://syded.wordpress.com/2012/09/15/top-10-dos-and-donts-when-flipping-your-classroomedchat/
Уважаемые коллеги, Корнев Михаил Николаевич, заведующий центром международной интеграции Донецкого РИДПО создал блог для проведения тренинга "Перевернутое обучение". Вы можете воспользоваться блогом для отработки основных моментов работы данной технологии. Ссылка на блог: http://invlearning.blogspot.com
ОтветитьУдалитьПеревернутое обучение, Что это такое?
ОтветитьУдалитьПеревернутый класс – это такая педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Студенты смотрят дома короткие видео-лекции, в то время как в классе отводится время на выполнение упражнений, обсуждение проектов и дискуссии. Видео лекции часто рассматриваются как ключевой компонент в перевернутом подходе, такие лекции в настоящее время либо создаются преподавателем и размещаются в интернете, либо хранятся в каком-то онлайн-файлообменнике. Доступность просмотра видео в наши дни, наряду с предварительно записанными лекциями подкастом или в другом аудио формате, распространилась настолько, что позволяет сделать его неотъемлемой частью концепции перевернутого обучения. (Подкаст - оцифрованная запись или радиопередача, размещенная в интернете для загрузки на персональные аудиоплееры).
Понятие перевернутого обучения опирается на такие идеи, как активное обучение, вовлечение студентов в общую деятельность, комбинированная систему обучения и, конечно, подкаст. Ценность перевернутых классов в возможности использовать учебное время для групповых занятий, где студенты могут обсудить содержание лекции, проверить свои знания и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности. Во время учебных занятий роль преподавателя – выступать тренером или консультантом, поощряя студентов на самостоятельные исследования и совместную работу.
Как работает перевернутоеобучение?
ОтветитьУдалитьНе существует единой модели перевернутого обучения – термин широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на просмотре предварительно записанных лекций с последующим их обсуждением непосредственно в классе. В одной общей модели студенты могут просматривать несколько лекций, длящихся по 5-7 минут каждая. Онлайн-опросы или задания могут прерываться для проверки усвоения пройденного студентами материала. Прямая реакция на опросы и возможность повторного просмотра лекций помогут прояснить непонятные моменты.
Преподаватели могут проводить в своем классе обсуждения или превратить класс в студию, где студенты создают, сотрудничают и реализуют на практике то, что они узнали из лекций и наблюдали за пределами класса. Являясь специалистами на местах, педагоги предлагают различные подходы, уточняют содержание и наблюдают за прогрессом. Они могут организовать студентов в специальную рабочую группу, чтобы решить проблему, над которой работают несколько студентов. Поскольку такой подход представляет собой общие изменения в процессе развития, некоторые преподаватели предпочитают применять только некоторые элементы из перевернутой модели обучения или использовать несколько перевернутых уроков в течение всего курса обучения.
Кто применяет технологию перевернутого обучения?
ОтветитьУдалитьВсе большее число индивидуальных программ в области высшего образования начинают использовать перевернутые модели обучения. В Университете Алгонквин уроки с видеолекциями применялись с целью объяснения принципов работы программного обеспечения для редактирования, которое, как известно, трудно объяснить в условиях стандартных лекций. Короткие обучающие видеолекции позволяют студентам продвигаться по теме в удобном для них темпе, перематывая запись для повторного просмотра важных моментов и пропуская те части, материал которых им уже знаком. Все это способствует тому, что студенты приходят в класс подготовленными к использованию программного обеспечения и в состоянии делать творческие проекты совместно с другими обучающимися.
Особенно успешный пример смешанных и перевернутых программ обучения в области бухгалтерского учета в Университете штата Пенсильвания охватывает 1300 студентов. Время в классе используется для открытого обсуждения, выступления приглашенного со стороны лектора, или практического решения проблем, когда преподаватель оказывает помощь студентам. В Гарвардском университете один из профессоров, преподающий физику, не только использует перевернутую модель обучения, но также разработал соответствующий сайт, посвященный изучению катализаторов, который обеспечивает преподавателей бесплатным интерактивным программным обеспечением, позволяющим студентам обсуждать материал и применять на практике знания, полученные в ходе лекций.
Почему важна данная технология?
ОтветитьУдалитьВо время традиционных лекций студенты часто пытаются ухватить то, что они слышат в момент речи лектора. У них нет возможности остановиться, чтобы обдумать сказанное, и, таким образом, они могут упускать важные моменты, потому что стараются записать слова преподавателя. А использование видео и других предварительно записанных информационных носителей позволяет студентам полностью контролировать ход лекции: они могут смотреть, перематывать назад или вперед по мере необходимости. Такая возможность имеет особое значение для студентов с определенными физическими ограничениями, особенно при наличии подписей для людей с нарушениями слуха. Лекции, которые можно просматривать более одного раза могут также помочь тем, для кого английский язык не является родным. Посвятив время на уроке разбору материала, преподаватели имеют возможность обнаружить ошибки в восприятии, особенно те, которые широко распространены в классе. В то же время совместные проекты могут способствовать социальному взаимодействию между студентами, облегчая процесс восприятия информации друг у друга.
Каковы недостатки технологии перевернутого обучения?
ОтветитьУдалитьПри внедрении перевернутой модели обучения легко наделать ошибок. Хотя идея очень проста, эффективный «переворот» требует тщательной подготовки. Запись лекции требует усилий и времени со стороны преподавателей, а элементы классного и внеклассного обучения должны составлять единое целое, чтобы студенты могли понять принцип данной модели и были мотивированы на подготовку к занятиям в классе. И, наконец, введение перевернутого обучения может означать дополнительную работу и потребовать новых навыков от преподавателя, хотя этот процесс можно смягчить, вводя модель постепенно.
Студенты, в свою очередь, жалуются на потерю очных лекций, особенно, если они чувствуют, что обозначенные видеолекции доступны для всех в интернете. Студенты, с этой точки зрения, не могут сразу оценить значение практической части модели, задаваясь вопросом, что же такое обучение принесет им, чего они не могли бы получить от простого поиска в интернете. Те, кто привык посещать занятия для прослушивания лекций, вполне свободно могут пропустить занятия, посвященные активной деятельности и, таким образом, упустить реальную ценность перевернутого обучения. Наконец, даже если студенты принимают такую модель обучения, их оборудование не всегда позволяет качественно принимать и просматривать видео.
Где это применяется?
ОтветитьУдалитьПо мере обретения перевернутыми классами популярности, должны появляться новые инструменты для поддержки внеклассной части учебной программы. В частности, продолжающееся развитие мощных мобильных устройств предлагает широкий выбор богатых, образовательные ресурсов и возможность пользоваться ими в удобном месте и подходящее время. Все большее число курсов будут охотно использовать элементы перевернутого обучения, дополняющие традиционную внеклассную работу с видео-презентациями и поддерживающие проектную и лабораторную работу во время занятий в классе. На определенном уровне принятия данной модели, колледжам и университетам, возможно, придется обратить пристальное внимание на пространство в классах, чтобы удостовериться в возможности поддержания активной деятельности и совместной работы, распространенной в перевернутых классах.
Какова роль в процессе преподавания и обучения?
ОтветитьУдалитьПеревернутое обучение предполагает изменение роли преподавателей, которые сдают свои передовые позиции в пользу более тесного сотрудничества и совместного вклада в учебный процесс. Сопутствующие изменения затрагивают и роли студентов, многие из которых привыкли быть пассивными участниками в процессе обучения, который подается им в готовом виде. Перевернутая модель возлагает большую ответственность за обучение на плечи студентов, давая им стимул для эксперимента. Деятельность может возглавляться студентами, а общение между студентами может стать определяющей движущей силой процесса, направленного на обучение посредством практических навыков. Что делает перевернутое обучение особенно хорошо - так это приводит к значительному смещению приоритетов от простой подачи материала до работы над его совершенствованием.