Внеурочная деятельность

Теоретические основы организации внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности в соответствии  с требованиями
ГОС ООО
В соответствии с ГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется общеобразовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность, под которой следует  понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции,  школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики, военно-патриотические объединения и т. д.), и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов.
В связи с этим следует учитывать, что в ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Для успешной организации внеурочной деятельности необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому.
 Внеурочная деятельность в образовательном учреждении может осуществляться через:
·  учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
·  дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
·  образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
·  организацию деятельности групп продленного дня;
·  классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
·  деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
·  инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
В рамках ГОС ООО выделены основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
При организации внеурочной деятельности по предусмотренным ГОС ООО  направлениям с целью обеспечения разностороннего развития личности учащегося рекомендуется равномерно распределять имеющееся для этого время и иные ресурсы. Разработка программ внеурочной деятельности должна осуществляться на основе разработанных методических рекомендаций. 
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении рекомендуется использовать план внеурочной деятельности, который можно включить в организационный раздел основной образовательной программы. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы, формы и способы организации внеурочной деятельности образовательное учреждение определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
Согласно п.4 ст.31 Закона Донецкой Народной Республики от 04.03.2016 №111-IHC «Об образовании» обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Следовательно, та часть внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план образовательного учреждения (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса), является обязательной для посещения. 
Внеурочная деятельность, реализуемая в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебных планом образовательного учреждения, является необязательной для посещения.
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности общеобразовательные учреждения муниципальных (государственных) заданий, формируемых учредителем, используют возможности учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта.
В качестве возможных направлений взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях реализации внеурочной деятельности можно выделить:
- реализацию курсов внеурочной деятельности;
- обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (например, сопровождение индивидуальных учебных планов для одаренных детей);
- организацию тематических каникулярных лагерных смен, летних школ;
- организацию программ, (например, программу здорового и безопасного образа жизни);
- учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП;
- создание условий для реализации ООП, в первую очередь кадровых (например, через деятельность стажировочных площадок), материально-технических (через модель базового учреждения в рамках сетевого взаимодействия) и др.
При осуществлении такого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей важно помнить, что внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения ООП, что накладывает определенные ограничения  на программы курсов внеурочной деятельности в аспекте ее структуры, содержания, направлений, методического инструментария.


5 комментариев:

  1. Под внеурочной работой я понимаю необязательные систематические занятия учащихся с учителем связанные с учебным процессом и направленные главным образом на:
    - коррекцию пробелов в знаниях учащихся, стимуляцию математического самообучения слабоуспевающих школьников, формирование навыков познавательной самостоятельности, самодисциплины,
    - расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу, развитие специальных математических способностей, формирование навыков познавательно-поисковой деятельности.
    Под внеклассной работой по предмету понимается деятельность учителя, направленная на пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям, расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, развитие самостоятельности и творческой активности, разностороннее развитие личности.
    Не следует, конечно, рассматривать оба типа этих работ обособленно, каждый из них является естественным продолжением другого.
    Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по выбранным программам с учётом интеллектуальных возможностей учащихся, их познавательных интересов и развивающихся потребностей. Выбору индивидуальных или групповых программ должна предшествует большая и кропотливая диагностическая работа, которая позволяет наметить коррекционные или развивающие мероприятия по руководству самообучения, саморазвития детей.
    Внеклассная работа имеет два аспекта: организационный и дидактический. Организационная деятельность поможет возбудить у школьников интерес к занятиям математикой, привлечь их к участию в массовых мероприятиях, отдельных состязаниях или занятиях в кружках. Роль дидактического аспекта состоит в том, чтобы помочь ребёнку в преодолении трудностей, возникающих при дополнительных занятиях математикой, поддержать возникший интерес, желание заниматься математическим самообразованием, тем самым создать базу каждому для дальнейших личных успехов.
    И внеклассная и внеурочная работа, имеют два основных вида:
    - постоянно действующие формы, к ним я отношу кружки, факультативы, клубы, стенную печать, заочные викторины, олимпиады и др.;
    - эпизодические формы, к ним можно отнести тематические выставки, ученические конференции, викторины, вечера и др.
    И те, и другие мероприятия осуществляются не разобщено, а включаются в единую, чётко планируемую систему дополнительной работы по математике.

    ОтветитьУдалить
  2. Некоторые формы внеклассной работы:
    1. Интеллектуально-познавательные игры.
    Пожалуй, никто не станет оспаривать тот факт, что в человеке заложено замечательное пристрастие к интеллектуальным играм. Это одно из развлечений, которое не только сопутствует процессу детского развития, оно остаётся с нами на всю жизнь. Поэтому, наверное, интеллектуальные мероприятия стоят у ребят на первом месте среди прочих видов нашей внеклассной деятельности. По результатам анкет, проведённых среди школьников 5-11 классов, интеллектуальные конкурсы по рейтингу занимают первое место.
    К числу интеллектуальных игр можно отнести, например: - Аукцион.
    Аукцион - познавательно-соревновательная игра, позволяющая активизировать мыслительную деятельность ребёнка. Совет по его подготовке вырабатывает правила «торгов», определяет эмблему аукциона, оповещает о правилах игры. Правила игры: На «торги» выставляется два – три предмета (это могут быть детские поделки, рисунки, сувениры, школьные принадлежности или сладости). Для «выкупа» предмета необходимо ответить на определённое количество вопросов (например, 10). Цена «лота» определяется Советом заранее. Участник знающий ответ на поставленный вопрос поднимает свой номер. Победитель тот, кто набрал наибольшее количество баллов (один вопрос – один балл).
    Викторина.
    Занимательная математическая викторина принадлежит к числу наиболее любимых детьми. Решая нестандартные задачи, ребята испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики.
    Математическая викторина – это возможность проявить смекалку, творчество, умение быстро ориентироваться, включаться в коллективную работу. Викторину можно провести в форме КВН, вечера занимательных задач, по типу телевизионных игр «Что? Где? Когда?», «Брей – ринг» и т.п. Каждая встреча может, при желании, стать маленьким праздником коллективного творчества. - Интеллектуальный тир. Для игры требуется две мишени с пятью концентрическими кругами и цифрами от 1 до 5, а также маленькие бумажные флажки двух цветов, для каждой команды. Правила игры:
    Игра проводится в три тура. В каждом туре степень трудности заданий возрастает. Для ответа на вопросы команде предоставляется возможность 5и попыток. Если команда не ответила ни на один вопрос – «попала в молоко», выстрел считается «холостым». Количество правильных ответов, определяет сумму «выбитых» победных очков, которые отмечаются флажками на мишени.

    ОтветитьУдалить
  3. 2. Познавательные мероприятия.
    Среди множества форм воспитательной работы по математике, особое место занимают познавательные мероприятия, главная цель которых – расширение зоны активного познания ребёнка.
    При всём многообразии познавательных мероприятий учителю важно выбрать форму, доступную для данного возраста: старшие предпочитают командное первенство, коллективное обсуждение, персональную ответственность за ответ или выполненное дело. Стихия младших – участие малыми группами, но индивидуальные ответы. К числу познавательных мероприятий можно отнести: - Устный журнал. Устный журнал - одна из самых продуктивных познавательных форм внеклассной работы по предмету. Он позволяет коснуться рада интересных математических вопросов, не углубляясь в них и не перегружая ребят подробностями. В устном журнале органично переплетаются наука, творчество и радость коллективного труда.
    Ценность устных журналов состоит не столько в их непосредственном проведении, сколько в их подготовке. Начиная с обсуждения темы журнала, выбора «редакции журнала», подбора необходимой литературы и заканчивая репетициями. .
    Говорящая газета.
    Говорящая газета – познавательное коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (рубрик) детей на различные математические темы. Её задачи: - приобщение учащихся к публичным выступлениям, расширение математического кругозора учащихся; - развитие творческих способностей, математической культуры речи, умения согласованно решать вопросы.
    Заочная викторина.
    Заочная викторина – долгосрочная форма проведения подобного вида конкурсов. Обычно ответы на вопросы викторины ребята ищут в течение 2 -3 недель. В викторине данного вида может принять участие любой желающий, не зависимо от возраста.
    Практика показывает, что викторина (особенно первая) должна быть должным образом прорекламирована: ярко оформлена, сопровождена соответствующим письмом, творчески представлена и т.п. Когда работаешь с детьми, приходиться постоянно что-то придумывать, изобретать, чтобы коллектив не застоялся на месте, чтобы в нём не поселилась скука. Так в нашем учебном кабинете появилась «Говорящая стена». Говорящая стена содержит в себе различную информацию. Здесь «живут» высказывания «великих» о математике (и не только о ней), математические шарады, рисунки ребят, математические бюллетени и многое другое. «Жители» говорящей стены постоянно меняются (желательно, в каждые 2-3 дня, сменить хотя бы один), иначе у ребят пропадает к ней интерес. Рубрики, которые живут на стене постоянно:
    - Полезно знать,
    - Высказывания Великих,
    - В помощь арифметике,
    - Это интересно,
    - Проверь свои способности.
    В начале, когда «Говорящая стена» только поселилась в нашем классе, рубрики заполнялись учителем, затем ребята настолько увлеклись ею, что соперничают между собой, кто интереснее «добудет» информацию. И каждое утро начинается со слов: «Обратите, внимание стена сегодня вновь, заговорила …». Уютно себя чувствует в нашем кабинете и Математический вернисаж. Математический вернисаж – это выставка творческих работ учащихся по одной из заданных тем. Например, выставка рисунка «Правильные многоугольники», или «Параллельные прямые в науке и природе».

    ОтветитьУдалить
  4. 3. Математические смотрины.
    Математические смотрины – это одна из форм проведения олимпиады. Смотрины проводятся в два этапа.
    Первый этап предполагает решение участниками определённого количества математических задач за отведённый промежуток времени.
    Второй – демонстрацию доказательства одного из решений. Участие во втором этапе не обязательно для всех, так как некоторые ребята быстро и правильно находят решения предложенных задач, но публичного выступления избегают. Умения детей, которые они продемонстрировали и в первом и во втором туре оценивает жюри. В состав жюри можно включить старших школьников, родителей, представителей общественности.

    ОтветитьУдалить
  5. План проведения недели математики
    1. Стартовая линейка «Математика – наука».
    2. Смотр-конкурс математических газет (участники - учащиеся 5-11 классов).
    3. Олимпиада по математике (участники – учащиеся 5-11 классов).
    4. Устный журнал «Исторические зигзаги науки математики» (участники – учащиеся 7- 8 классов).
    5.Математический вечер «Числа правят миром».
    6. Мини-лекции «Великие математики и великие открытия» (учащиеся старших классов готовят и проводят лекции в младших классах).
    7. Викторина «Секреты и полезные советы школьного учебника» (участники – учащиеся 5- 6 классов).
    8. Выставка творческих работ учащихся.
    9. Сбор - финиш «Виват – математики!».

    ОтветитьУдалить