Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций
учащихся
Перемены,
произошедшие в нашей республике, определили новый социальный заказ общества на
деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит
личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к
самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному
анализу собственной деятельности. Ребенок активен и берет из наших обучающих и
воспитывающих воздействий только то, что хочет, в соответствии с уже имеющимися
потребностями, мотивами и ценностями. Самообучение и самовоспитание намного
эффективнее узкоцелевых, прагматичных воздействий педагога, поэтому в данное
время технологии обучения должны быть переориентированы с технологий обучения
на технологии самообучения и самовоспитания, на развитие способностей в смысле
создания необходимых условий для их саморазвития. Основной задачей обучения на
современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для
практической деятельности каждого человека.
Ключевые
компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные
знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических
задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся
в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку
быть успешным и востребованным обществом. Одной из значимых составляющих
Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация
образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение
современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать
информационно-коммуникационные технологии обучения.
В связи с
практической ориентированностью современного образования основным результатом
деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений
и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.
Для того
чтобы формировать «универсальные учебные действия» и поддерживать у учащихся
интерес к знаниям на уроках математики,
возникла необходимость строить обучение на основе активной деятельности самих учащихся,
актуально развитие у них способности переноса знаний и навыков, полученных в
одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности.
Приоритет в
этом отношении принадлежит проектно-исследовательскому методу. В рамках
школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную
технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с
реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков
посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым
непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он
самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой
информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует
свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый
учебный и жизненный опыт.
Для учителя математики
наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над
учебным проектом у школьников:
- появляется возможность
осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых
немедленно строгим контролером – учителем;
- зарождаются основы
системного мышления;
- формируются навыки
выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
- развиваются творческие
способности, воображение, фантазия;
- воспитываются
целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость,
способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Проект – буквально «брошенный
вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности,
развития креативности и, одновременно, формирование определенных личностных
качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной
образовательной программы общего образования.
Деятельность учащихся в
рамках проекта обеспечивает им возможность «проживания» всех этапов
формирования умственной деятельности. Практические задания и задачи
ориентированы на физическое выполнение тех действий, для которых не хватает
времени в классе. Предварительные измерения, изготовление моделей
треугольников, сгибание и разрезание фигур, поиски информации – все это служит
базой для теоретических обобщений, выдвижение гипотез.
При добросовестной
самостоятельной работе школьников на уроках удается значительно увеличить объем
изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних заданий
существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более
изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют
задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп,
консультации учителя. Еще одним важным результатом проектной деятельности
является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение
к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на
личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного
места в социальном окружении. Одним из направлений реформирования отечественной
системы образования является переход к профильному обучению. Но готовить
учащихся к выбору будущей деятельности необходимо заранее, через выполнение
проектных заданий.
На уроках математики предлагается учащимся поработать над
проектами. Так с 7-классниками можно реализовать проектные задачи
«Треугольники», «Окружность», результатами которых станут плакаты-справочники,
которые подготовят ребята. В восьмом классе учащиеся могут создать коллекцию
презентаций «Великие математики», «Подобие вокруг». Одним из этапов выполнения проекта «Подобие» станет выставка работ -
рисунков, выполненных учащимися.
Остановимся на двух
проектах, которые реализованы в 5 классе: «Подарочная упаковка» (прямоугольный
параллелепипед) и « Магия чисел». Предметная
цель первого проекта - вывод формулы площади поверхности, развертка
прямоугольного параллелепипеда. Конечный продукт проекта - создание праздничной
упаковки. Наше знакомство с параллелепипедом началась в музее упаковки, где
ребята увидели различное оформление праздничных коробок, красивые упаковочные
контейнеры. Самая распространенная по форме упаковка- коробка привлекла
внимание своей простотой. На уроке ребята начали свое знакомство с
параллелепипедом с построения «скелета», т. е. строили каркас параллелепипеда
из палочек разной длины. Потом перешли на «бумажный вариант» создания
развертки, склеивания модели. Так достигалась цель урока- вывод площади
поверхности. После практической деятельности ребята должны были решить
несколько теоретических задач: сколько краски, обоев потребуется для ремонта
комнат, хватит ли листа картона для создания коробки, сколько кружев надо для
оформления упаковки и т. д. Дома им предстояло оформить коробку -
параллелепипед так, чтобы ее не стыдно было подарить. Поскольку тема изучается
в конце апреля, и особых дат, где нам пригодилась бы красивая упаковка, мы не
нашли, то решено было вручить в приготовленных коробочках подарки
одноклассникам на празднике окончания учебного года.
«Магия чисел»- это
сборник детских проектов, подготовленных каждым 5-классником. В своих работах
ребята собрали информацию о числах, собрали пословицы, поговорки, составили
ребусы, подготовили иллюстрации к
литературным произведениям, в названиях которых встречаются числа.
Сегодня, когда одним из
главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективное её переработать, мы педагоги, особо нуждаемся
в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными, не
требующими особого внимания. Именно
сейчас, умение быстро обучаться и переобучаться, развитие своих потенциальных и
расширение имеющихся способностей может стать залогом успеха каждого учителя. Начало
прошлого учебного года вызывало у меня
смятение, страхи перед новыми терминами. Сейчас я точно знаю, что проекты
и УУД это не только не страшно, но и очень интересно.
Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:
ОтветитьУдалитьТематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.
Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
ПРОЕКТНОЕ ПОРТФОЛИО
ОтветитьУдалитьI. Что такое проектная работа?
Проект – самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя.
Хотелось бы, чтобы в результате работы над проектом вы получили удовольствие, смогли проявить самостоятельность, фантазию, творческий подход. Кроме того, подобная работа поможет вам укрепить дружеские и товарищеские отношения. Вы, надеемся, будете в работе поддерживать друг друга, подсказывать пути решения возникающих проблем, сумеете распределить обязанности, взаимодействовать друг с другом.
Очень хотелось бы, чтобы в процессе работы вы научились планировать свою работу, заранее просчитывать возможные результаты; использовать различные источники информации, а также самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать отобранный материал, сопоставлять факты; аргументировать свою точку зрения, отстаивать её; распределять обязанности внутри группы; представлять созданный проект перед аудиторией; оценивать себя и других; лучше овладеть умениями и навыками работы с современными информационно-техническими средствами
II. Как ты будешь работать над проектом? (краткий экскурс)
Работа будет включать в себя последовательность этапов.
Первый этап – этап планирования. Это этап подготовки проекта. Прежде всего необходимо определиться с темой проекта. Причем тему надо выбрать такую, чтобы она была интересна каждому участнику проекта. После необходимо определить цель проекта, и то, как мы эту цель будем достигать, т.е. задачи нашего проекта. Здесь необходимо точно представлять себе объем и конечный результат проекта. После этого составляется план выполнения проекта. Далее, с опорой на имеющийся план, формируются группы и распределяются роли (обязанности) внутри каждой из групп. Здесь же определяются материалы и средства, необходимые для реализации проекта, обсуждаются сроки выполнения каждого из этапов деятельности, форма представления готового результата.
Второй этап – этап выполнения проекта. Обычно этот этап разбивается на два: аналитический этап и этап обобщения информации. На аналитическом этапе происходит самостоятельное исследование, поиск и обработка информации. Как правило, для выполнения проекта необходимо довольно много различного материала, поэтому можно распределить обязанности внутри группы. Распределить между участниками фронт работы. Когда вся необходимая информация для выполнения проекта получена, ее необходимо обработать. То есть наступает этап обобщения информации. Здесь необходимо привести полученные данные в систему, обобщить их.
На последнем этапе работы над проектом необходимо поработать над тем, как представить результат всей работы остальным участникам. Здесь надо описать все этапы работы, методы и приемы, которые использовались. Выявить трудности, с которыми столкнулись, как они были преодолены.
Продолжение следует...
Продолжение, начало в предыдущем комментарии.
ОтветитьУдалитьIII. Проекты бывают:
а) краткосрочные проекты (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы);
б) долгосрочные, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. Такие проекты могут предусматривать серию подпроектов, которые могут образовывать целую программу. Длительность таких проектов может быть от месяца до года и даже более.
Какие бывают типы проектов? (если тебе трудно понимать смысл текста читай только жирный шрифт и примеры).
а) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.
б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
в) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды.
г) информационные проекты. этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: различные сообщения, доклады.
д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.
Темы проектных работ по математике:
ОтветитьУдалитьАвторские задачи.
Аликвотные дроби
Арифметика остатков. Сравнения по модулю.
Без мерной линейки
Без мерной линейки, или измерение голыми руками.
Бесконечный мир чисел.
Божественное число
Буква в кубе.
Быстрый счет — легко и просто!
Быстрый счет без калькулятора.
В глубь веков, или Как считали древние.
В мире времени (сборник творческих задач).
В мире ребусов и лабиринтов.
В мире удивительных чисел.
В поисках оптимальных решений.
В царстве чисел-великанов.
Вездесущая математика.
Великие задачи
Великолепная семерка
Великолепные цифры.
Виды задач на логическое мышление.
Виды и свойства движений.
Виды текстовых задач и их решение.
Влияние скорости падения дождевых капель на скорость движения человека во время дождя.
Во всем царит гармонии закон...
Время и его измерение
Время остановить нельзя, а измерить?
Время работать и время отдыхать.
Все есть число
Все о "тройке" и чуть больше...
Все о числе 13
Все о числе 7
Всегда ли 2 х 2 = 4?
Вычисление скорости течения реки.
Темы проектных работ:
ОтветитьУдалитьГалерея замечательных чисел.
Галерея числовых диковинок.
Гармония и математика
Генетический код и квадрат Пифагора.
География чисел
Гипотеза об истоках золотого сечения.
Головоломки со спичками
Графические методы и геометрические соображения при решении задач по математике Графические приемы при решении задач по математике.
Графический метод решения сюжетных задач.
Графический способ умножения чисел.
Два способа решения логических задач
Действия над числами в различных системах счисления.
День рождения нуля
День рождения числа "пи"
Детские задачи для взрослых детей.
Древнерусские задачи
Древние системы счисления.
Древние, но вечно юные простые числа
Дружественные тройки чисел.
Дружественные числа
Жар холодных чисел
Живая математика
Живая природа и симметрия.
Загадка бумажной полоски.
Загадка Рамануджана
Загадки числового ряда
Загадочный мир чисел.
Задачи из старинного учебника.
Задачи из Эфиопии
Задачи на все случаи жизни
Задачи на движение двух объектов.
Задачи на движение по реке
Задачи на клетчатой бумаге. Формула Пика.
Задачи на местном материале
Задачи на наибольшее и наименьшее значение величин и методы их решения.
Задачи на оптимизацию
Задачи на переливание жидкости.
Задачи на разрезание
Задачи на свежем воздухе.
Задачи на чётность
Задачи о лабиринтах
Задачи о четырех красках
Задачи повышенной трудности "на движение".
Задачи с ограничениями
Задачи с одинаковыми цифрами.
Задачи с параметрами
Задачи со спичками
Задачи старинные и старые.
Задачи, которые могли бы стать теоремами.
Замечательные числа. Дружественные числа и простые числа-близнецы.
Занимательная логика в математике
Занимательные задачи
Занимательные задачи далекого прошлого.
Занимательные задачи по математике.
Занимательные числа
Заниматика
Занятные стайки простых чисел.
Зарождение и эволюция математической задачи.
Зачем человеку нужны измерения в разные времена?
Знакомое и незнакомое магическое число Пи.
Знакомство с симметрией
Измерение времени.
Изопериметрическая проблема, или Задача Дидоны.
Изучение возможности использования рисунка на уроках математики.
Интересные и быстрые способы и приемы вычислений.
Интересные и интеллектуальные задачки.
Искусство отгадывать числа
Использование математических разрезных игр.
Использование некоторых положений теории чисел для решения задач повышенной трудности.
Использование старинных мер длины и веса для решения и составления задач.
Исследование математических способностей.
Исследование метода решения задач различными способами.
Исследование ряда натуральных чисел.
Исчисление времени
Как велик миллион?
Как измерить время?
Как измерить расстояние между родственниками.