Современная
оценка образовательных достижений учащихся
Научить современного педагога
многоплановой оценке в соответствии с требованиями ГОС — задача современного
этапа в работе системы повышения квалификации.
Качество образования - комплексная
характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося,
выражающая степень их соответствия государственным образовательным стандартам,
образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям
физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых
результатов образовательной программы.
Важнейшей задачей инноваций в образовании
является совершенствование контроля за результатами обучения и управление его
качеством. В последнее время в этом направлении проделана значительная работа.
Это, прежде всего, введение процедуры аккредитации образовательных учреждений,
введение системы независимого оценивания в рамках ГИА государственной итоговой
аттестации в 11 классе и новой формы итоговой аттестации в 9 классах.
Контроль знаний учащихся является важной
частью процесса обучения. По определению контроль - это процесс соотношения
достигнутых результатов обучения с запланированными целями обучения. С
введением образовательного стандарта, меняется характер контроля – это
комплексная оценка учебных и внеучебных достижений учащихся; расширяется спектр
форм оценки; оценочный инструментарий – использование стандартизированных и
нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых,
само-и взаимоценки); меняется сам принцип оценки – от отметки методом вычитания
– к отметке методом сложения достижений учащегося. В соответствии с Государственным
образовательным стандартом (ГОС) система оценивания строится на основе
следующих общих принципов:
·
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным
в образовательную практику:
·
Оценивание может быть только критериальным. Критерии оценивания и алгоритм
выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
· Система оценивания выстраивается
таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность,
приобретая навыки и привычку к самооценке.
Комплексный подход к системе оценивания
в школе позволяет вести оценку достижений обучающихся по трем группам
результатов обучения: личностным, метапредметным и предметным. Основным
объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки
выпускников на ступени основного общего образования выступают планируемые
результаты обучения.
В структуре планируемых результатов
выделены в особый раздел (универсальные учебные действия) личностные и
метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью
учебных предметов, представленных в инвариантной части учебного плана,
междисциплинарными курсами и внеурочной деятельностью. Сложность на сегодняшний
день заключается в определении методики оценки метапредметных результатов,
связанных с формированием и развитием универсальных учебных действий (УУД), –
личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
К компетенции ОУ относятся: описание
организации и содержания
1) промежуточной аттестации учащихся по
предметной и метапредметной обученности;
2) итоговой оценки, по предметам, не
выносимым на государственную(итоговую) аттестацию;
3) оценки проектной деятельности Порядок
государственной итоговой аттестации периодически.
Основные понятия:
Отметка
-
это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений
учащихся в цифрах или баллах.
Оценка
учебных достижений
- это процесс, по установлению степени соответствия реально достигнутых
результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний,
так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций,
характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.
Метапредметные
результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в
рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех
учебных предметов.
Личностные результаты образовательной
деятельности
- система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам
образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам,
сформированные в образовательном процессе.
Подходы
к оцениванию в соответствии с ФГОС – раздел Основной образовательной
программы образовательной организации – «Система оценки достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы» и локальным
(Положением) актом ОО образовательной организации), устанавливающим требования
к результатам и систему оценивания.
Виды контроля:
Предварительный
контроль
направлен на выявление знаний, умений и навыков обучающихся, значимых для
дальнейшего обучения по предмету. С целью сохранения преемственности в обучении
и проектирования целей задач и форм дальнейшего обучения проводится в начале
ступени обучения (I, V и X классах).
Текущий
контроль
осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего
материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с
помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого
ученика в отдельности на всех этапах обучения.
Тематический
контроль
осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет
целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на
повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям -
устным и письменным зачетам.
Итоговый
контроль
проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании
обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.
Формы и методы контроля: индивидуальный,
групповой, фронтальный. Новые формы, средства и методы контроля призваны
обеспечить комплексную оценку образовательных результатов, включая предметные,
метапредметные и личностные результаты обучения для оказания педагогической
поддержки обучающихся.
Текущая
аттестация.
Различные виды проверочных работ
(как письменных, так и устных), которые проводятся непосредственно в учебное
время для оценки уровня усвоения учебного материала: контрольные работы,
срезовые и т.д. Диагностические
контрольные работы, предметного и метапредметного характера по предметам
учебного плана.
Промежуточная
аттестация.
Тип испытания (письменный или устный), который позволяет оценить уровень
усвоения обучающимися предметного курса, а также всего объема знаний, умений,
навыков и способностей самостоятельного его использования: зачет, реферат,
контрольная работа и т.д. Входные и итоговые диагностические работы.
Итоговая
аттестация.
Государственная итоговая аттестация ГИА.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСистема оценки – сложная и многофункциональная система, включающая текущую и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; оценку деятельности педагогов и школы, оценку результатов деятельности системы образования. Государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:
ОтветитьУдалить1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
- духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
- формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
- освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов, иными словами, возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Алгоритм самооценки на уроках математики (вопросы, на которые отвечает ученик):
ОтветитьУдалитьПо итогам самооценки учитель и ученик ставят отметку сообща!
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задачи (задания)? (Необходимый, повышенный или максимальный уровень)
7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (удовлетворительный, хороший, отличный, превосходный)
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.